Формирование навыков мелкой моторики

Формирование навыков мелкой моторики

Мелкой моторикой называют совокупность точных действий рук человека, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами.

Давно уже подтверждено, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры довольно близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом.

Поэтому одно из важных компонентов для нормального развития ребенка это мелкая моторика и развитие руки малыша. Следовательно, чем выше уровень моторного развития рук , таких как сила, ловкость, точность движений, и ручных навыков, то есть использование всевозможных инструментов: ножниц, иголки, лопатки, застегивание и расстегивание застежек, тем более совершеннее будут функции нервной системы у ребенка.

Последовательность формирования навыков мелкой моторики

0-4 месяца

  • Смотрит на предмет.
  • Машет руками.
  • Следит за предметом.
  • Пытается дотянуться до висящего над ним предмета.
  • Разжимает ладонь, пытаясь схватить предмет.
  • Произвольно засовывает палец в рот.

4-12 месяцев

  • Тянет в рот предмет, находящийся в руке.
  • Трясет вложенной в руку погремушкой.
  • Хватает предметы из рук взрослого.
  • Сам берет находящийся перед ним предмет.
  • Берет второй предмет, не бросая первый.
  • Перекладывает предмет из руки в руку.
  • Берет предмет, противопоставляя ладони большой палец.
  • Берет предмет щепотью.
  • Стучит предметом о предмет.
  • Берет мелкие предметы, зажимая их между большим и
  • указательным пальцами.
  • Использует пинцетный захват.

12-24 месяца

  • Опускает маленькие предметы в коробочку с отверстием.
  • Перелистывает книгу, захватывая несколько листов
  • одновременно.
  • Вставляет стержень в доску с отверстиями.
  • Строит башню из двух кубиков (в 1г -1г3м).
  • Рисует каракули.
  • Зачерпывает еду ложкой.
  • Пьет из чашки.
  • Строит башню из трех-четырех кубиков.
  • Вставляет круглую, квадратную и треугольную формы в
  • соответствующее отверстие.
  • Может расстегнуть и застегнуть молнию (неразъемную).
  • Снимает расстегнутую одежду.
  • Листает книгу по одной странице.

24-36 месяцев

  • Поворачивает дверную ручку.
  • Нанизывает крупные бусы на шнур.
  • Складывает пополам бумагу.
  • Делает одно движение ножницами.
  • Рисует, двигая все рукой от плеча.
  • Вырезает из бумаги простые фигуры, может раскатать пластилин.
  • Аккуратно ест ложкой и вилкой.
  • Чистит банан.
  • Разворачивает фантик.
  • Пьет из чашки, держа ее одной рукой.
  • Надевает свободную одежду.

Факторы готовности

Существуют факторы, указывающие на готовность ребенка к успешному овладению навыками мелкой моторики (П.Л.Жиянова, 2002)

Достаточный уровень развития крупной моторики.

Умеет устойчиво сидеть, сохраняя равновесие. Развит контроль головы. Сильные мышцы плечевого пояса, так как от этого зависит точность движений рук.

Умение имитировать движения.

Умеет повторять простые движения вслед за взрослыми, чего можно достичь, например, обучая пению песенок с движениями или пальчиковым играм.

Сформированность зрительно-двигательной координации.

Координирует движения руки и глаз, как, например, при игре в мяч.

Умение пересекать рукой среднюю линию своего тела.

Умение тянуться правой рукой к левому плечу (за игрушкой).

Умение управлять предплечьем.

Уметь менять положение кисти, используя движения предплечья (вращение запястья формируется позже): ладонью вверх, вниз, помещать ладонь на ребро. Этого можно достичь, предлагая ребенку подставить ладони под струю воды, предложить поймать мяч, показать, как «рубит топорик».

Координированные движения рук, постепенное формирование доминантной руки.

Взаимодействие ведущей и помогающей рук в норме полностью формируется к трем- пяти годам.

Умение планировать свою деятельность.

Выполнение цепочки целенаправленных последовательных действий. Ответы на вопросы: «что нужно сделать?», «как этого добиться?», «что сделать сначала и что потом?» — лежат в основе формирования любого навыка.

© Виктория Низенко 2022