Автоматизация звуков Ш
Задания для автоматизации звуков Ш
- Повтори прямые слоги. Ша — ша — ша шо — шо — шо шу — шу — шу шэ — шэ — шэ ши — ши — ши.
Задания для автоматизации звуков Ш
Задания для автоматизации звуков Ц
ЗА, 3О, ЗУ, ЗЫ
за - зо - зу – зы, зу - зы - за – зо, зо - зу - зы – за, зы - за - зо – зу
Ветер северный подул: "С-с-с-с", (дуем)
Все листочки с веток сдул. (пошевелить пальчиками и подуть на них)
Полетели, закружились и на землю опустились (помахать ручками в воздухе)
Дождик стал по ним стучать
"Песенка насоса" Насос накачивает шины и поёт: "С - С - С ..."
С крыши капает капель – пальцы левой руки стучат по ладошке правой Это к нам пришел апрель – меняют руки (пальцы правой руки стучат по ладошке левой) Солнце припекло сильней – «Солнышко» из ладошек И быстрей звенит капель – хлопают в ладоши.
Звукоподражание
Барабан стучит бам- бам, труба трубит бу-бу, вода течёт буль-буль, колокол звонит бом-бом, мишка спит бай-бай, машина едет би-би, зайка упал бух, салют стреляет бах- бах, баран блеет бе-бе
Упражнение «Похлопай - потопай»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П, а когда услышишь другой звук потопай ножками
А, С, У, П, Т, И, М, П, К… т.п.
Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе)
Очень колкие иголки.
От низа до макушки (показываем низ и верх)
Висят на ней игру гики —
Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик)
Яркие фонарики (крутим фонарики).
Слоги неоднократно повторяются:
КА-КА-КА…, КО-КО-КО…, КУ-КУ-КУ…, КЭ-КЭ-КЭ…, КЫ-КЫ-КЫ….
КА: каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает и т.д.
КО: кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш и т.д.
КУ: курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка и т.д.
Посложнее, - в середине: акула, сокол, вокал, вокзал, Максим, скворец и т.д.
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
1) структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
2) формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированные, так и в составе фразы;
3) в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создаёт определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу);
4) переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа мама, папа, баба.
Данный вид работы целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующими:
- Составление слов из предложенных букв (С Н О - сон, нос).
- Нанизывание колец на стержень с одновременным произнесением цепочки слогов.
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике или произнеси звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши или выполнить пропевание серий звуков с чёткой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, записи буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО.
Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
Логопед предлагает ребенку произносить звуки. Эти игры можно использовать как упражнения для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Игры для различения слов, близких по своему звуковому составу.
Послушай и определи далеко или близко находится звучащий объект. а потом скажи так же. Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.
Простые игры для развития пальчиков. Рисование, лепка, поделки из бумаги, застегивание пуговиц, переборка круп и многое другое способствуют развитию мелкой моторики.
Серия игр для: развития слухового внимания, развития произвольного внимания, формирования умения узнавать голоса, дифференциации неречевых звуков.
Артикуляционная гимнастика для постановки звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Это набор простых в выполнении упражнений, которые можно делать дома.
Артикуляционная гимнастика – наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей. Такая гимнастика представляет собой комплекс особых упражнений, которые способствуют развитию силы, ловкости и укреплению мышц губ, щек и языка. Таким образом, формируя движения и позы, которые необходимы для освоения звука и последующего закрепления его в речи.
Это небольшой комплекс упражнений, который направлен на активацию головного мозга ребенка. Более того, взрослые люди тоже могут использовать этот комплекс для того, чтобы активировать свою деятельность. Данный вид упражнений возбуждает определенный участок мозга и включает механизм объединения мысли. Поэтому ребенок может с легкостью воспринимать новое задание.
Слух – это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать окружающий мир через уши. Существует речевой и не речевой слух.
К группе ФФНР относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих; свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Характер подобных отклонений является фактором риска по отношению к овладению навыками письма и чтения. Что же представляет собой фонетико-фонематическое недоразвитие?
Физиологические запинки (итерации) в речи - это возрастные нарушения темпо-ритмической стороны устной речи. Как правило, запинки возникают в максимально интенсивные периоды речевого развития.
Мелкой моторикой называют совокупность точных действий рук человека, направленных на выполнение мелких движений кистями и пальцами.
Давно уже подтверждено, что мелкая моторика способствует благоприятному развитию речи у детей. Эта связь обуславливается тем, что речевые зоны коры довольно близко находятся к двигательным зонам, общностью формирования двигательной и речевой сферы, а также взаимной связью формирования речи и моторики в целом.
На основе данных научных исследований, примерно 40% детей в России имеют трудности звукопроизношения. И, к сожалению, эта статистика с каждым годом стремительно увеличивается. Нарушение звукопроизношения негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, общении со сверстниками, а также препятствует овладению правильной письменной речью (письмом и чтением).
ЗРР или задержка речевого развития, то есть отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы. Рассматривают отставание в речевом развитии в возрасте до 3 лет.
Для уточнения и определения уровня речевого развития, первоначально необходимо оттолкнуться от норм развития речи детей в онтогенезе.
Прежде чем начать разговор о нормах, хочу пояснить, что понятие «норма» условна. Норма – это определенный образец допустимого поведения или деятельности.
© Виктория Низенко 2022