Запинки в речи или заикание
Физиологические запинки (итерации) в речи - это возрастные нарушения темпо-ритмической стороны устной речи. Как правило, запинки возникают в максимально интенсивные периоды речевого развития.
Эти периоды делятся на:
- 2,5-3,5 года - это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью;
- 5-6 лет - когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.
В период формирования речи у ребенка могут отмечаться такие проявления:
- повторения первых/последних слогов («не-не-не хочу кашу», «по-пойдём гулять», «ходила-ла»);
- спотыкания при подборе подходящего слова;
- необоснованные паузы.
Причём сами дети не замечают подобных явлений, потому, такие запинки не препятствуют нормальному речевому общению со сверстниками.
В это время вся деятельность и общение ребенка с окружающими эмоционально насыщено. Всё это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами. Подобные явления, если они не вызваны судорогами в речевом аппарате, являются вполне нормальным для определённого этапа развития.
Причины возникновения запинок:
- развитие мышления малыша опережает его речевые возможности;
- высокая эмоциональная составляющая;
Запинки могут возникать в речи хорошо развитых (как умственно, так и физически), очень эмоциональных и впечатлительных детей. Хочется отметить, что внешне, точно также выражается, такое, нарушение как заикание. Заикание имеет различные виды речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество запинок наблюдается у детей с невротической формой заикания, что привлекает внимание окружающих.
В норме физиологические запинки совпадает с периодом формирования фразовой речи и ограничено во времени 2—3 месяцами, то у детей с заиканием количество итераций может оставаться
значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).
Как отличить физиологические запинки (итерации) от заикания:
- попросите повторить сказанное медленно и спокойно:
- если запинки, то скажет верно;
- если заикание, может ещё больше запинаться.
- обратите внимание: нет ли судорог в области рта, шеи;
- проанализируйте в какие моменты появляются запинки: эмоциональный рассказ, переживания, сложная ситуация;
Итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников. Однако все же стоит обратить внимание на запинки в речи у ребенка, так как без предпринятых профилактических мер, существует риск возникновения заикания.
Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание
- Не показывайте внимания на повторы, не передразниваем, не ругаемся, не наказываем.
- Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить.
- Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
- Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
- Максимально сокращайте использование телефонов, планшетов, компьютеров, телевизоров и т.п. как ребенку так и взрослым в присутствии ребенка.
- Временно прекратите походы в развлекательные центры и другие подобные эмоционально насыщенные места.
- Нормализуйте режим дня, сна и питания ребенка, желателен курс расслабляющего массажа.
- Дома как можно больше играйте с водой (теплой) и песком.
- Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. Также зачитывать и заучивать с детьми короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.
- Отдыхайте возле речки, моря, в лесной зоне, где нет детей и людей (наблюдать за природой, находить и рассматривать необычные интересные по форме природные материалы).
- Ежедневно проводите дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха.
- Чтение спокойным тоном добрых сказок.
- Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.
Соблюдение данных рекомендаций, обычно в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, что в последствии, является профилактикой предотвращения возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, то стоит обратиться к логопеду.