Запинки в речи или заикание

Запинки в речи или заикание

Физиологические запинки (итерации) в речи - это возрастные нарушения темпо-ритмической стороны устной речи. Как правило, запинки возникают в максимально интенсивные периоды речевого развития.

Эти периоды делятся на:

  • 2,5-3,5 года - это период, когда ребенок активно овладевает развернутой фразовой речью;
  • 5-6 лет - когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста.

В период формирования речи у ребенка могут отмечаться такие проявления:

  • повторения первых/последних слогов («не-не-не хочу кашу», «по-пойдём гулять», «ходила-ла»);
  • спотыкания при подборе подходящего слова;
  • необоснованные паузы.

Причём сами дети не замечают подобных явлений, потому, такие запинки не препятствуют нормальному речевому общению со сверстниками.

В это время вся деятельность и общение ребенка с окружающими эмоционально насыщено. Всё это приводит к тому, что речь ребёнка от 2 до 5 лет обычно полна различного рода повторами, перестановками, спотыканиями, хаотичностью, разбросанностью, нечёткостью звукопроизношения и фразового оформления и прочими несовершенствами. Подобные явления, если они не вызваны судорогами в речевом аппарате, являются вполне нормальным для определённого этапа развития.

Причины возникновения запинок:

  • развитие мышления  малыша опережает его речевые возможности;
  • высокая эмоциональная составляющая;

Запинки могут возникать в речи хорошо развитых (как умственно, так и физически), очень эмоциональных и впечатлительных детей. Хочется отметить, что внешне, точно также выражается, такое, нарушение как заикание. Заикание имеет различные виды речевых запинок: многократные повторения, напряжённое произнесение отдельных звуков или звукосочетаний, внезапное прерывание речи молчанием, и разные совокупности этих проявлений. Большое количество запинок наблюдается у детей с невротической формой заикания, что привлекает внимание окружающих.

В норме физиологические запинки совпадает с периодом формирования фразовой речи и ограничено во времени 2—3 месяцами, то у детей с заиканием количество итераций может оставаться

значительным на протяжении более длительного времени. Заикание возникает чаще всего остро на фоне развитой фразовой речи после перенесенной психической травмы (с 2 до 6 лет).

Как отличить физиологические запинки (итерации) от заикания:

  • попросите повторить сказанное медленно и спокойно:
    • если запинки, то скажет верно;
    • если заикание, может ещё больше запинаться.
  • обратите внимание: нет ли судорог в области рта, шеи;
  • проанализируйте в какие моменты появляются запинки: эмоциональный рассказ, переживания, сложная ситуация;

Итерации в детской речи вполне закономерное, естественное явление. Они и называются физиологическими потому, что ничего общего не имеют с патологией, а свойственны раннему периоду развития речи дошкольников. Однако все же стоит обратить внимание на запинки в речи у ребенка, так как без предпринятых профилактических мер, существует риск возникновения заикания.

Что делать родителям, если у ребенка появились запинки, заикание

  • Не показывайте внимания на повторы, не передразниваем, не ругаемся, не наказываем.
  • Не перебивайте, не останавливайте ребенка, если он начал говорить.
  • Следите за своей речью: говорите плавно, делая паузы. Ни в коем случае не кричите на ребенка в этот период!
  • Постарайтесь исключить из домашней обстановки все напряженные ситуации (говорите между собой (папа-мама) спокойно, не ругайтесь, меньше эмоций).
  • Максимально сокращайте использование телефонов, планшетов, компьютеров, телевизоров и т.п. как ребенку так и взрослым в присутствии ребенка.
  • Временно прекратите походы в развлекательные центры и другие подобные эмоционально насыщенные места.
  • Нормализуйте режим дня, сна и питания ребенка, желателен курс расслабляющего массажа.
  • Дома как можно больше играйте с водой (теплой) и песком.
  • Полезно разучивать с детьми детские песенки, петь с ребенком. Также зачитывать и заучивать с детьми короткие, простые стихотворения, которые соответствуют возрасту ребенка.
  • Отдыхайте возле речки, моря, в лесной зоне, где нет детей и людей (наблюдать за природой, находить и рассматривать необычные интересные по форме природные материалы).
  • Ежедневно проводите дыхательную гимнастику: на развитие физиологического и фонационного дыхания. Основная задача: увеличение объема вдоха и продолжительности выдоха.
  • Чтение спокойным тоном добрых сказок.
  • Удостоверьтесь, что ребенок знает, что: его любят таким, какой он есть, а не только когда он сидит и слушается маму и папу.

Соблюдение данных рекомендаций, обычно в течение двух недель – месяца способствует исчезновению запинок, что в последствии, является профилактикой предотвращения возникновения хронического заикания. Однако, если в течение недели выполнения указанных рекомендаций, Вы не заметите улучшений, то стоит обратиться к логопеду.

© Виктория Низенко 2022