Узнавание неречевых звуков

Серия игр для: развития слухового внимания, развития произвольного внимания, формирования умения узнавать голоса, дифференциации неречевых звуков.

Что слышно?

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки (барабан, свисток, металлофон и пр.); ширма.

Описание: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

Слушай звуки!

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

Описание: Ребенок выполняет движения, в соответствии с услышанными звуками: низкий звук - становится в позу «плакучей ивы» ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу, высокий звук: становится в позу «тополя» пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

Узнай по голосу

Цель: развитие слухового внимания, формирование умения узнавать голоса животных.

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних животных, магнитофон, запись голосов животных.

Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто «придёт к ним в гости».

Найди пару

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Оборудование: три пары одинаковых коробочек из-под фотопленки с разным наполнением (по одной чайной ложке манки, гречки, гороха).

Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими коробочками, попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.

Солнце или дождик

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Оборудование: бубен, зонт.

Описание игры: взрослый говорит детям, что погода хорошая, светит солнышко, и сейчас они пойдут на прогулку. В это время он звенит бубном, а дети гуляют. Затем говорит, что погода испортилась, пошёл дождь. Теперь взрослый стучит в бубен и просит детей подбежать к нему, спрятаться от дождя под зонтик. Взрослый объясняет детям, что они должны внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться» под зонтиком.

Встречайте гостей!

Цель: Развитие слухового внимания.

Оборудование: игрушки в виде Петрушки, зайки и мишки, различные озвученные игрушки (погремушка, дудочка и др.)

Описание игры: Взрослый объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он достает игрушки. Взрослый предупреждает детей, что мишка придет с погремушкой, петрушка – с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Вначале персонажи играют в свои игструменты, затем прячем их за ширму, а дети угадывают, кто подает звук.

Угадай по звуку

Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Оборудование: Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры: Играющие сидят спиной к взрослому, Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем взрослый производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом. Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Слушаем тишину

Цель: Развитие слухового внимания и фразовой речи.

Описание игры: Предлагается всем послушать тишину, а потом определить, кто и что услышал в тишине (это может быть тикающие часы, едущие машины за окном и т.п.)

Метки: Развитие фонематического восприятия

© Виктория Низенко 2022