Различение слов, близких по своему звуковому составу

Игры для различения слов, близких по своему звуковому составу.

Игра «Самый внимательный»

Вариант №1

Описание игры: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный.

  • Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван ,ванан.
  • Айбом, аньбом, альбом, авьбом, авьбом, альпом.
  • Митанины, фитамины, витанимы, витамины, виталимы.
  • Клетта, тлетка, квекта, тлекта, клетка, кветка.
  • Мафина, нашина, фафына, машина, маныша.
  • Скалалка, скакалка, калалка, скалатка, ласкатка.

Вариант №2

Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши.

Логопед произносит те же слова приведённые выше.

Игра «Запомни слова».

Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности. Эту игру можно предложить в основной части фронтального или индивидуального занятия. Например, при изучении темы «Знакомство с предложением», можно предложить картинки: лиса, свекла, лук, дуб, слива, роза, сук.

В конце игры можно попросить ребят разделить картинки на три группы: что можно увидеть в лесу, в саду, в огороде.

Игра «Слушай, смотри»

Педагог ставит картинки на доску и дает задание: «Я буду называть по два слова. Повторите только то слово, к которому есть картинка.

Логопед называет пары слов: медведь- лететь, Машенька- вишенка, Мишутка – решетка.

Потом можно провести психогимнастику, попросив изобразить сердитого медведя Михаила Потаповича; показать, как испугалась Машенька, увидев Мишутку; как обрадовались возвращению Машеньки её родители.

Игра «Гонки слонов»

Педагог предлагает детям «превратить руки в слонов» (указательный и безымянный пальцы – передние ноги слона, большой палец и мизинец – задние ноги, вытянутый вперед средний палец – хобот; слон ходит, переставляя «ноги», касаться земли хоботом нельзя). Логопед предлагает слонам погулять, но предупреждает детей, что они должны замереть, услышав слово «стоп».

Логопед произносит слова: слон, стон, стоп, сток, стоп, стан, стук, слух, слон, стоп, стул, стой, стоп. Побеждает ребенок, чей слон был самым внимательным.

Игра «Запретное слово»

Дети встают полукругом, логопед предлагает им ловить мяч и при этом внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч», то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь, прячь, мать, мяч.

Игра «Собери квадрат»

Описание игры: заполнить квадрат карточками, на которых изображены слова, сходные по звучанию.

Ком - дом - лом - сом, бак - рак - лак - мак, сук - лук - жук - бук, платок - листок - замок - носок, горка - норка – корка – шторка.

Игра «Найди пару»

Описание игры: ребенку нужно найти картинку, на котором изображен предмет, название которого схоже по звучанию со словом, которое называет педагог (кошка - ложка, ушки- пушки, мышка – мишка, матрешка – картошка, шишка – фишка, бочка – точка, ручка – тучка, бинт – винт, будка - дудка).

Игра «Поиграем в поэта».

Педагог читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать картинку со словом- рифмой. одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные... (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту... (тумбочку, дверь, книгу).

Две сестрички, две лисички отыскали где-то... (спички, щетку, ложку).

Серый волк в густом лесу встретил рыжую... (лису, белку).

Говорила мышка мышке: до чего люблю я... (сыр, мясо, книжки).

Катя Лену просит дать, краски, карандаш... (ручку, тетрадь, книгу).

Игра «Ушки на макушке»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных педагогом, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава-канава-какао-канава,

ком - ком- кот- ком,

утенок-утенок-утенок-котенок,

будка-буква-будка-буква,

винт-винт-бинт-винт,

минута-монета-минута-минута,

буфет-букет-буфет-буфет,

билет-балет-балет-балет,

дудка-будка-дудка-дудка.

Игра «Мое слово»

Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка;

слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном;

слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток;

слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

Игра «Доскажи словечко»

Вариант № 1

Педагог читает две стихотворные строчки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные … (перина, подушка, рубашка)

Сказала дверь: "Мой дорогой! Не открывай меня …" ( плечом, коленом, ногой)

Катя Лену просит дать Краски, карандаш, … (ручку, тетрадь, книгу)

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант- тот, где слова самые похожие.

Вариант № 2

Описание игры: подобрать слово в рифму.

Портфель я выронил из рук,

Такой большой на ветке …. (жук)

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась …. (шишка)

Как то вечером две мышки

Унесли у Пети …. ( книжки)

Пес козе принес букет,

Сытный будет ей …. (обед)

Вариант № 3

Педагог читает стихотворение. Ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу , в соответствии с данным определением понятия.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что скатали мы зимой?..

Что построили с тобой?..

На крючок в реке попал?..

Может все, хоть ростом мал?..

(Слова для подстановки: дом, ком, гном сом)

Я еще задачу дам - все расставить по местам:

Вот печать на простыне - …

Зеленеет на окне - …

Волейбольная висит - …

Канарейка в ней сидит - … (сетка, клетка, метка, ветка)

Понятия метка и сетка уточняются до чтения стихотворения.

Я еще задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот?..

Детям мамочка плетет?.. 

С гор спускается, течет?..

Что за скользкий ровный лед?.. (каток, поток, венок, моток)

Игра «Дополни»

Задача: дополнить ряд слов похожим по звучанию словом.

Предлагаются ряды слов:

Планки – танки – банки – …

Отметка – котлетка – монетка – …

Моток – гудок – кусок – …

Диван – баян – капкан – …

Ком – сом – лом – …

Беседка – соседка – банкетка – …

Поток – каток – совок – …

Игра «Рифмовка»

Описание игры: закончи рифмовки, подобрав подходящее слово.

Предлагаются рифмовки:

  • ТА-ТА-ТА В доме… (красота, темнота, два кота)
  • ТУ-ТУ-ТУ Мы идем… (к мосту, к кусту, к коту)
  • ТЫ-ТЫ-ТЫ Вижу я … (банты, листы, зонты)

Метки: Развитие речи, Развитие фонематического восприятия

© Виктория Низенко 2022