Последовательность появления звуков речи

На основе данных научных исследований, примерно 40% детей в России имеют трудности звукопроизношения. И, к сожалению, эта статистика с каждым годом стремительно увеличивается. Нарушение звукопроизношения негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, общении со сверстниками, а также препятствует овладению правильной письменной речью (письмом и чтением).
В первые годы жизни из-за несовершенства речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки. К ним относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова ребенка: МАМА, ПАПА, БАБА. Несколько позднее усваиваются и другие, простые по артикуляции звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка. Это гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, X, И. Более же сложные по артикуляции звуки появляются в речи позже всего. Чаще всего это звуки С, 3, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р.
Возрастные нормы произношения звуков
Правильное произношение звуков чрезвычайно важно. И чаще всего родители это понимают. Но не всегда могут объективно оценить, когда пропуски и замены звуков в речи их малыша являются возрастной нормой, а когда нужно предпринимать меры по исправлению ситуации. В итоге нередко случаются перегибы то в одну, то в другую сторону: либо двух-трехлетнего ребенка настойчиво учат «рррычать», когда речевой аппарат просто не готов к произнесению этого звука, либо упорно не замечают «каши во рту» ребенка 5-6 лет и считают, что он сам «выговорится». Чтоб таких крайностей не случалось, сегодня мы рассмотрим примерные сроки окончательного усвоения детьми звуков речи.
Возраст | Появляющиеся звуки речи |
---|---|
1-2 года | А, О, Э, П, Б, М |
2-3 года | И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й |
3-3.5 года | С, Сь, З, Зь, Ц |
4 года | Л, Ль |
4-4.5 года | Ш, Ж, Ч, Щ |
до 5.5-6 лет | Р, Рь |
Обратите внимание на то, что:
- отсутствие звука: Лампа-..ампа;
- искажение звука: когда заменяется звуком, которого нет в русском языке. Например, вместо нормативного «Р» произносится горловое (как французское Р) или вместо произношение звуков «хлюпающее» , иногда даже с заметным раздуванием щек),или межзубное произношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между зубами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
- замена одного звука другим: Шуба-Суба, Ракета-Лакета и т. д.
требует вмешательства логопеда в не зависимости от возраста ребенка.