Определение наличия звука в слове

Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус. Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук. Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

Игры и упражнения на определение наличия заданного звука в слове

  • Поднять руку (или флажок и т. п.) на заданный звук. Логопед называет слова, например: сок, дом, рама, книга, сумка, нос, утка, вагон, стол, тигр, капуста, лапа, песок, куст, топор, автобус.
  • Отобрать (а позднее и назвать) картинки, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • «Чудо-дерево». Украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.
  • Отобрать (а позднее и назвать) картинки с изображением овощей, фруктов, цветов, игрушек, животных, в названии которых имеется соответствующий звук.

Выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука

  • Назвать первый звук в именах детей: Аня, Оля, Уля, Ира, Игорь, Эля, Осип, Ада, Ася, Инга.
  • Прослушать слова, назвать звук, который слышится в начале слова: осень, астры, уши, имя, ужин, армия, улица, эхо.
  • Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинается их название: иглы, осы, уж, утки, окна, уши, арка, облако.
  • Подобрать слова, начинающиеся с заданного звука (ударного [А], [У]).
  • Отобрать картинки, названия которых начинаются с заданного звука (ударного [О], [И]).
  • Назвать в слове первый (последний) звук.
  • Отобрать картинки, названия которых начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
  • Подобрать названия овощей, фруктов, цветов, которые начинаются на заданный звук (заканчиваются заданным звуком).
  • «Кто больше?» Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Улица»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Детям требуется сказать, в названии каких предметов имеется заданный звук (в начале, в конце слова). За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек.
  • «Найди общий звук». Логопед называет слова (например, со звуком [С] в конце слова: нос, фикус, автобус, ананас, квас, голос, волос, лес) и выясняет, какой один и тот же звук встречается во всех этих словах и где он слышится.
  • «Логопедическое домино». Игра строится по принципу домино. Детям раздаются карточки, разделенные на две части, с изображением двух предметов. Ребенок, начинающий игру, кладет на стол одну из своих карточек, на которой изображены, например, нос и стол. Другой ребенок, имеющий среди своих карточек картинку, начинающуюся со звука [Н], присоединяет ее к картинке нос, а ребенок, имеющий картинку, название которой заканчивается звуком [Л], — к картинке стол, и т. д.
  • «Цепочка». Ведущий называет слово (например, автобус). Следующий участник игры определяет последний звук в слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники игры делают то же самое, составляя цепочку слов.
  • «Подумай, не торопись». Детям предлагается: 1) подобрать слово, которое начинается на последний звук слова стол; 2) вспомнить название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр; 3) подобрать слово, чтобы первый звук был [К], а последний [Т]; 4) ответить, какое слово получится, если к слогу [НО] добавить один звук.
  • Определить местоположение звука в слове. Логопед называет слова (санки, нос, стол, коса, голос, капуста, стакан, весы, мост, автобус, сухари, лес), выделяя голосом звук [С], и предлагает детям определить местоположение этого звука в слове.
  • «Веселый поезд». Перед детьми располагается поезд с паровозом и тремя вагонами, в которых поедут игрушечные пассажиры, каждый в своем вагоне: в первом — те, в названии которых заданный звук находится в начале слова, во втором — в середине слова, в третьем — в конце.
  • «Чудесный мешочек». Ребенок берет из мешочка предметную картинку, называет и определяет местоположение заданного звука в слове.
  • «Рыболовы». Дети по очереди магнитной удочкой вылавливают из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.
  • Подобрать слова, в которых заданный звук находится в начале слова.
  • Подобрать слова, в которых заданный звук находится в середине слова.
  • Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.

Метки: Развитие речи, Развитие звукового анализа и синтеза

© Виктория Низенко 2022