Возрастные нормы развития речи ребенка
Для уточнения и определения уровня речевого развития, первоначально необходимо оттолкнуться от норм развития речи детей в онтогенезе.
Прежде чем начать разговор о нормах, хочу пояснить, что понятие «норма» условна. Норма – это определенный образец допустимого поведения или деятельности.
Ниже приведена сводная таблица, разработанная на основании авторитетных источников и исследований, где описаны речевые проявления у ребенка в конкретных возрастных периодах для возможности примерного изучения. Спешу напомнить, что ребенок имеет свой ритм и темп развития, в зависимости от состояния здоровья, социальных и психологических факторов, которые оказывают влияние на малыша. Поэтому в реальной жизни эти нормы нужно считать примерными, но если у ребёнка не проявляются указанные формы речи во время, это должно насторожить.
Посмотрим же, что же происходит в каждом возрасте:
1 - 2 мес
Малыш интонирует крики – ребенок вы можете различать крики удовольствия и неудовольствия.
1.5 - 4 мес
Агуканье, гуление – ребенок повторяет за вами или самостоятельно произносит отдельные слоги, как будто играет с ними. В этот момент ребенок произносит протяжные, похожие на пение гласные звуки «А», «О», «У», «И», «Е».
4 - 6 мес
Лепет – ребенок повторяет за вами и сам произносит что-то похожее на слова, но состоящее из одинаковых слогов. Ребенок больше реагирует не столько на речь взрослых, сколько на ситуацию и интонацию.
8 мес – 1 год 4 мес
Лепетные слова – ребенок использует в речи слова состоящие из 2-3х открытых слов (ляля, тата, кука и пр.), много звукоподражаний (би-би, гав-гав и пр.). Появляется реакция на сами слова вне зависимости от интонации говорящего и окружающей ситуации. Развивается ситуативная речь ребенка, одни и те же слова могут иметь разный смысл, в зависимости от обстановки.
1 год 6 мес – 2 года 2 мес
Двухсловные фразы – ребенок, обращаясь с вами, объединяет два слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа нет» (папы нет дома) и т.п. Ребенок часто путает звуки и искажает.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если к возрасту 2,5 лет ребенок не строит фразы, то необходимо обратиться к логопеду!
1 год 9 мес – 2 года 6 мес
Активный рост словаря (к 3 годам ребенок уже знает от 300 до 1000 слов) – ребенок спрашивает, как это называется. Это период усиленного развития понимания речи взрослых. Слова носят уже обобщенный, а не ситуативный характер. Очень важно в этот период обеспечить необходимый объем речи под подражания.
2 года 4 мес – 3 года 6 мес
Появление грамматических форм слова – ребенок изменяет слова в речи по числам, родам, падежам и др.
2 года 6 мес – 3 года 5 мес
Словотворчество – ребенок «сочиняет» свои слова, но при этом использует законы родного языка.
2 года 6 мес.- 3 года 6 мес
Ребенок проговаривает свои действия, когда он один играет с игрушками или занят каким-то делом.
Считается, что речевое развитие девочек и мальчиков отличается, мальчики могут начинать говорить чуть позже.
Уважаемые родители! Пожалуйста, не теряйте время и не ждите когда ребенок «разговорится» сам. Обратитесь к специалисту – он поможет определить стадию речевого развития и создать для Вашего ребенка соответствующую развивающую среду.
Метки: Развитие речи