Фонематический слух и фонематическое восприятие

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Слух – это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки, способность слышать окружающий мир через уши. Существует речевой и не речевой слух.

Не речевой слух – это способность слышать природные, бытовые и музыкальные шумы.

Речевой слух – это основа для понимания речи, способность воспринять звуки речи и смысла сказанного.

Фонематический слух – это основа для понимания смысла сказанного:

  • способность услышать и определить наличие данного звука в слове;
  • способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы;
  • способность различать близко звучащие, но разные по значению слова.

Формирование фонематического слуха, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка (согласные, гласные) завершается примерно к 2,5 годам.

Фонематическое восприятие – это способность воспринимать звуковой состав слова. То есть благодаря фонематическому восприятию, которое развивается на основе фонематического слуха, происходит различение на слух звуков речи («Сколько слогов в слове МАК?», «Сколько в нем звуков?», «Какой согласный звук стоит в конце слова?», «Какой гласный звук в середине») Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как четко воспринимают все звуки нашей речи. С проблемой фонематического восприятия страдает звукопроизношение, понимание речи.

  • умение определять последовательность звуков в слове;
  • умение определять позицию звука в слове (в начале, середине и конце звука в слове);
  • умение подсчитать количество звуков в слове;
  • умение узнавать звук в слове.

Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4 лет. Ранняя диагностика сформированности фонематических процессов у ребенка необходима, так как фонематический слух является одним из основных условием успешного обучения грамоте.

Для того, чтобы проверить слуховую дифференциацию звуков у ребенка, необходимо:

  • представить ребенку картинки, названия которых отличаются только одним звуком. Например: мишка – миска, коза - коса, ложки – рожки, кошка – кочка, лук – люк;
  • ребенку предлагается повторить цепочки слогов или слов с оппозиционными звуками: та – да да – та ка – га та – да – та да – та – да ка – га – ка том – дом лук – люк сок – цок;
  • ребенка просят хлопнуть в ладоши или топнуть ногой, когда услышит заданный звук.

Для проверки состояния фонематических представлений используют следующие задания:

  • нахождение картинки, в названии которой есть заданный звук;
  • подбор слов с заданным звуком, например: «Назови слово со звуком [С]»
  • классификация картинок: перед ребенком раскладывают картинки, в названиях которых имеются оппозиционные звуки, например, С-З (сумка, забор, сок, лиса, зубы, коза, нос, автобус, зонт и т. д.). Ребенку предлагают разложить эти картинки на две группы: в одну – картинки, в названиях которых есть звук [С], в другую – со звуком [З].

Метки: Развитие речи, Коррекция звукопроизношения

© Виктория Низенко 2022