Упражнения для различения слогов. Дифференциация слогов.
Логопед предлагает ребенку произносить звуки. Эти игры можно использовать как упражнения для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Игры на дифференциацию звукосочетаний
Игра «Повтори за мной»
Оборудование: игрушечный медведь.
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что этот медвежонок приехал к нам из сказочной страны и не умеет разговаривать на нашем языке. Предлагает научиться говорить на его языке (повторить слоги): па – ба, по –бо, пу – бу, па –па- па, ба- ба –ба. Можно предложить слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Эхо»
Оборудование: ширма.
Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет. Эту игру можно использовать как упражнение для развития речевого дыхания, постепенно увеличивая количество звуков, произносимых на одном выдохе (до 3-4).
Игра «Бабочка»
Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы – бабочка сложила крылья, взмах крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...
Эту игру можно предложить во время пальчиковой гимнастики.
Игра «Медвежонок»
Оборудование: две игрушки медведица и медвежонок.
Описание игры: логопед показывает медвежонка и говорит, что он потерялся. Медвежонок еще маленький и не может громко позвать свою маму. Логопед просит детей помочь медвежонку и громко повторить его слова: Ам-ма! Ом-мо! Ум-му! Затем появляется медведица и благодарит детей за помощь.
Можно предложить обратные и прямые слоги с другими доступными для произношения согласными.
Игра «Малыш»
Оборудование: кукла-мальчик
Описание игры: логопед показывает игрушку и говорит, что малышу скучно, поэтому он плачет. Предлагает спеть вместе с малышом его песенку: сначала внимательно послушать, потом повторить. Логопед тонким голоском произносит слоги, а дети повторяют: «Ма-му, ма-мо, ма-мы, му-мы, му-мо, мы-ма-мо...». Можно предложить прямые слоги с другими доступными для произношения согласными и использовать эту игру в основном этапе фронтальных и индивидуальных логопедических занятий.
Игра «Какой слог лишний?»
Описание игры: логопед произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па – на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа – ва – ва, ...)
Игра «Телефон»
Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.
Игра «Веселый мяч»
Оборудование: мяч. Описание игры: дети встают полукругом, логопед по очереди бросает мяч детям, произнося по одному слоги (па, ба, по, бо, та, да...). Дети возвращают мяч, повторяя названные слоги.
Дифференциация фонем: Различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами
Игра «Медведица и медвежонок»
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму.
Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)
Игра «Успокой Таню»
Оборудование: мяч, ширма, кукла. Описание игры: логопед показывает ребенку куклу и читает отрывок стихотворения:
Наша Таня громко плачет: А-А-А!
Уронила в речку мячик.
Логопед предлагает успокоить Таню, когда она заплачет: поднять над головой мяч, когда услышит звук «а». Логопед четко произносит звуки за ширмой: «а», «о», «а», «у», «а», «а», «о», «и», «а». Эту игру можно провести в основной части индивидуального занятия после изучения темы «Звуки «а», «у», «и», «э», «о», «ы». Лесная школа».
Игра «Охотники»
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
Игра «Песни леса»
Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик. Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие по лесу. Ребенок называет известных ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок «гуляет», а логопед произносит гласные звуки, закрыв рот экраном. Услышав звук «у», ребенок прячется.