Автоматизация звуков П и Пь

Упражнение «Похлопай - потопай»

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П, а когда услышишь другой звук потопай ножками

А, С, У, П, Т, И, М, П, К…  т.п.

Упражнение «Подражаем звукам»

Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п , паровоз выпускает пар: П – П – П .

 

Упражнение «Повтори»

 па – па – па – палка , па – па – па – папа,  па – па – па – палатка,

 по – по – по – поле,  пу – пу – пу – пуля,  пы – пы – пы – пыль;

 уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб ;

 шап – шап – шапка , лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,

 кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.

 

Чистоговорки

По – по – по – песню пой.        

Па – па – па – мелкая крупа.                             

Пы – пы – пы – вытри пыль.

Пу – пу – пу – купили мы крупу.                      

Пу – пу – пу – летит пух.            

Пы – пы – пы – желтые снопы.                        

 Уп – уп – уп – готовлю суп.  

 

Упражнение «Один- много»

Взрослый показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе.

Папа – папы                  лампа – лампы                   крупа - крупы    

 Лупа – лупы                 лапа – лапы                        толпа – толпы

 

Упражнение  «Твёрдый - мягкий»  

Вместе с ребёнком поем  песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь.

 

Игра с мячом «Твердый - мягкий»

Взрослый говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.

Па-па-па – пя-пя-пя                                     пы-пы-пы – пи-пи-пи

По-по-по – пё-пё-пё                                    пу-пу-пу – пю-пю-пю       

 

Упражнение «Повтори»

Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.

Пя – пя – пя – пятки                                   пи – пи – пи – пирог

Пю – пю – пю – пюре                                 пе – пе – пе – песня

Пё – пё – пё – пёс                                        пе – пе – пе - печка    

 

Упражнение  «1 – 2 – 5 » 

Взрослый предлагает «сосчитать» картинки по  образцу:

Одно платье – два платья – пять платьев.

Одна лампа – две лампы – пять ламп.

Один паук – два паука – пять пауков.

Одна цепь – две цепи – пять цепей.

Одно пальто – два пальто – пять пальто.

Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.

Одна пушка – две пушки – пять пушек.

Одна печь две печи – пять печей.

Один сапог – два сапога – пять сапогов.

 

Упражнение «Назови» 

Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.

Слова со звуком П: платье, лапти,  паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.

Слова со звуком Пь: компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.

Скороговорки и стихи

Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.

Пошла Поля полоть в поле. 

Пекарь пёк пироги в печи.  

Колпак на колпаке, под колпаком колпак.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха. 

В поле Фрося полет просо. 

Кота Потап по лапе хлопал,

И от Потапа кот утопал.

 

Упражнение «Найди место звука»

Взрослый знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.

Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.

Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.

Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп. 

 

Метки: Автоматизация звуков

© Виктория Низенко 2022