Автоматизация звуков П и Пь
Упражнение «Похлопай - потопай»
Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П, а когда услышишь другой звук потопай ножками
А, С, У, П, Т, И, М, П, К… т.п.
Упражнение «Подражаем звукам»
Логопед вместе с ребёнком изображают, как пыхтит каша в кастрюле: п – п – п – п , паровоз выпускает пар: П – П – П .
Упражнение «Повтори»
па – па – па – палка , па – па – па – папа, па – па – па – палатка,
по – по – по – поле, пу – пу – пу – пуля, пы – пы – пы – пыль;
уп – уп – уп – суп, оп – оп – оп – лоб, ап – ап – ап - краб ;
шап – шап – шапка , лап – лап – лапка, тяп – тяп – тяпка,
кап – кап – кпаля, кеп – кеп – кепка, зуб – зуб – зубки.
Чистоговорки
По – по – по – песню пой.
Па – па – па – мелкая крупа.
Пы – пы – пы – вытри пыль.
Пу – пу – пу – купили мы крупу.
Пу – пу – пу – летит пух.
Пы – пы – пы – желтые снопы.
Уп – уп – уп – готовлю суп.
Упражнение «Один- много»
Взрослый показывает и называет картинку с одним предметом, а ребёнок называет эти предметы во множественном числе.
Папа – папы лампа – лампы крупа - крупы
Лупа – лупы лапа – лапы толпа – толпы
Упражнение «Твёрдый - мягкий»
Вместе с ребёнком поем песенку твёрдых губ: П – П – П и мягких губ: Пь – Пь – Пь.
Игра с мячом «Твердый - мягкий»
Взрослый говорит слог с твёрдим П и бросает мяч, ребёнок возвращает мяч, называя этот же слог с мягким звуком. И наоборот.
Па-па-па – пя-пя-пя пы-пы-пы – пи-пи-пи
По-по-по – пё-пё-пё пу-пу-пу – пю-пю-пю
Упражнение «Повтори»
Задание проводится аналогично работе с твёрдым звуком.
Пя – пя – пя – пятки пи – пи – пи – пирог
Пю – пю – пю – пюре пе – пе – пе – песня
Пё – пё – пё – пёс пе – пе – пе - печка
Упражнение «1 – 2 – 5 »
Взрослый предлагает «сосчитать» картинки по образцу:
Одно платье – два платья – пять платьев.
Одна лампа – две лампы – пять ламп.
Один паук – два паука – пять пауков.
Одна цепь – две цепи – пять цепей.
Одно пальто – два пальто – пять пальто.
Один поросёнок – два поросёнка – пять поросят.
Одна пушка – две пушки – пять пушек.
Одна печь две печи – пять печей.
Один сапог – два сапога – пять сапогов.
Упражнение «Назови»
Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть и назвать картинки, а затем накрыть их фишками разного цвета: картинки, в названии которых есть звук П – синими, а картинки, в названии которых есть звук Пь – зелёными фишками.
Слова со звуком П: платье, лапти, паук, черепаха, капуста, кепка, парашют, поросёнок, пузыри.
Слова со звуком Пь: компьютер, пирог, пингвин, цепь, перец, пистолет, петух.
Скороговорки и стихи
Скороговорки разучиваются медленно, ритмично.
Пошла Поля полоть в поле.
Пекарь пёк пироги в печи.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.
В поле Фрося полет просо.
Кота Потап по лапе хлопал,
И от Потапа кот утопал.
Упражнение «Найди место звука»
Взрослый знакомит ребёнка со схемами расположения звука в слове (начало, середина, конец) и предлагает подобрать слова к каждой из схем.
Слова, где звук П в начале: пылесос, парта, пароход.
Слова, где звук П в середине: лопата, топор, капуста.
Слова, где звук П в конце: гриб, сноп, укроп.
Метки: Автоматизация звуков