Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика – наиболее эффективное средство подготовки правильного произношения для детей. Такая гимнастика представляет собой комплекс особых упражнений, которые способствуют развитию силы, ловкости и укреплению мышц губ, щек и языка. Таким образом, формируя движения и позы, которые необходимы для освоения звука и последующего закрепления его в речи.

Почему необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

Нейродинамическая гимнастика дает возможность решить массу конкретных задач, а не только усилить межполушарное взаимодействие. Польза состоит в следующем:

  • Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха, некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно
  • Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены
  • Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  • Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем: и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Упражнения выполняются сидя, спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Лучше всего, если все упражнения проводятся перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Взрослый показывает выполнение упражнения. Затем, упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует его действия.

Желательно заниматься ежедневно по 10 минут. НЕ стоит повторять каждое упражнение больше, чем 3-5 раз, и стремится к тому, чтобы ребёнок выполнил все упражнения сразу. Как только малыш устанет и потерял интерес к занятиям, их следует прекратить.

Упражнения 

Бегемот

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-5 раз.

Улыбка

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Хоботок

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3- 5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. 

Хомячок

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

 Собачка устало дышит или Лопатка

Широко открываем рот. Кладем мягкий, расслабленный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Котенок лакает молоко

Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Убираем язык. Закрываем рот. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Качели

Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу, спокойный расслабленный язык, переводим на верхнюю губу, возвращаемся на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. 

Клювик птички или Иголочка

Широко рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Часики

Открываем рот, Растягиваем губы в улыбке, вытягиваем язык, касаемся острым язычком то левого, то правого уголком губ. Следите, чтоб язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы челюсть не качалась. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза. 

Вкусный мед

Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтоб не двигалась челюсть. Выполняем 6-7 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку расслабиться. Предлагает сглотнуть слюну. 

Орешек

При закрытом рте упираем напряженный кончик языка то, в левую, то в правую щеку. Выполняем 6-7 раз. Затем даем ребенку время для отдыха. Предлагает сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

Метки: Развитие речи, Артикуляционная гимнастика

© Виктория Низенко 2022